Как путешествовать без денег.Как экономить на путешествии.Как путешествовать дёшево.
Для начала нужно задуматься, а что такое «много денег» по отношению к поездке? И, вообще, от какого момента начинается это «много»?
На мой взгляд, человек моего возраста, желающий заниматься самостоятельными путешествиями не обязательно должен зарабатывать несколько килобаксов в месяц. Достаточно зарабатывать чуть более того, что вы тратите на жизнь. А если вы тратите всё, то не надо жаловаться на «маленькую» зарплату – возможно, вам имеет смысл пересмотреть свои взгляды на жизнь. Более того, именно с этого и надо начать, задумываясь о такого рода путешествиях. И лишь потом озадачиваться извечным вопросом «Где деньги, Зин?»
При поездках, частотой раз в полгода, сумма, выделяемая на это мероприятие, - две-две с половиной ваших зарплаты. Уж поверьте, найти эти деньги при соблюдении вышеописанного условия – более чем реально. И больше денег – не значит лучше. Как это неудивительно.
Ясное дело, тут же найдется чел, что возопит: «это при моих-то деньгах я никогда не попаду в …(вставьте место своей мечты)». И будет не прав. Наш мир сжимается, и то, что казалось безумно далеким полвека назад и стоило астрономических трат, сейчас преодолевается за считанные часы и стоит все меньше и меньше.
Как впихнуть свои «хотелки» в свой нераздутый кошелек? С помощью нескольких правил. Точное количество этих правил, наверняка, будет разным для каждого из нас, но многие – совпадут. Кстати, если вы знаете какие-то из них – welcome. Поделитесь.
Совет номер раз. Чем больше времени – тем дешевле. Парадоксально, но факт. Имейте больше времени на подготовку. Имейте больше времени на саму экспедицию.
Чем раньше вы озадачитесь поиском билетов, тем по более дешевому тарифу вы их найдете. Чем больше времени у вас в экспедиции – тем больше возможности для маневра.
Совет номер два. Добивайтесь всего сами и своей головой. Турагенства, посредники и прочая пусть дерут деньги с кого-то еще. И не верьте фразам, типа «у нас цены те же, что и у авиакомпании» или «у нас цены ниже, потому что мы дистрибьюторы». Верно, может у них и ниже цены, но это совсем не означает, что по этим пониженным ценам вы не найдете товар/услуги и сами. И тогда вы заплатите, однозначно, меньше. Хотя бы потому, что люди в турагенствах работают не задарма и тоже хотят есть.
Совет номер три. Не ленитесь писать бумаги и ходить по конторам. Нужно получить визу? Превосходно. Гугль вам поможет. Не поленитесь позвонить в посольство – спрашивайте. Там люди на телефонах для того и сидят. Скачивайте анкеты и заполняйте. Поверьте – в любом агенстве будут делать то же самое, с той лишь разницей, что возьмут деньги за работу.
Совет номер четыре. У вас есть деньги на самые дешевые билеты до места и на визу. Есть, но не более? Отлично. Значит, велика вероятность, что путешествие состоится. Забудьте про мысли о том, как вы будете добираться из аэропорта или в какую гостиницу поселитесь, ежели нет денег. И что вы будете кушать. Вас все еще тревожат это мысли? Тогда возвращайтесь к началу этого текста и, таки, пересмотрите свои взгляды на жизнь. Не пересматриваются? Значит, такие путешествия – не для вас.
Совет номер пять. Обзаводитесь друзьями и контактами. И не только в стране, куда вы собрались. Lonelyplanet и весь остальной интернет вам помогут. Есть масса сайтов, где можно найти «вписку». Бесплатно. Вы – не единственный в своем роде весь из себя путешественник, а это значит, что в мире полно людей, разделяющих вашу страсть. И только на основании этого они готовы предложить вам ночлег и еду, стать вашим попутчиком или гидом.
Совет номер шесть. Не бойтесь работать. От того, что вы поможете торговцу погрузить ящик на телегу - с вас не убудет. А вот отношение к вам поменяется. Даже если из этой ситуации не будет явной выгоды – не парьтесь. Оно к вам вернется. Откуда вы и не ждете.
Совет номер семь. Не привязывайтесь. Будьте мобильны. Вы хотите в деревню Тумба-Юмба, но туда сегодня идет дорогой автобус? Осмотритесь – наверняка в деревню Баюм-Батум идет простой дальнобойщик. Который крези-русо-туристо в жизни не видел. И не важно, что это в другой стороне – если суждено вам попасть в Тумбу-Юмбу, вы туда попадете. А если нет – зря потратите нервы и деньги. Если последние есть, конечно.
Совет номер восемь. Не берите лишнего. Совсем. Да – это тоже лишнее. И это – тоже. Мой друг прошел одиночку весь Кавказ, Среднюю Азию, Южную и Центральную Африку, часть Америки и Австралии с небольшой котомкой за плечами. Тщательно подбирайте свое снаряжение – будет меньше слез при потерях.
Правила можно продолжить, но я уже подустал. Продолжу позднее. Понимаю, что лучше приводить конкретные цифры и ссылки. Приведу. Хотя, это – небольшая подмога. Опыт словами передать сложно.
Язык и путешествия
Безусловно, если вы знаете хотя бы один язык, помимо своего родного, это очень и очень хорошо. А что делать тем, кто не знает? Читать совет номер девять: не лгите себе. Вы знаете язык. Имя его – коммуникативность. Ваша разумеется. Кто хочет углубиться в данное понятие – почитайте, например, вот эту статью.
Я ни за что не поверю, что вы не знаете несколько десятков слов на иностранном языке. Не поверю хотя бы потому, что вы сейчас читаете эти строки: вы себе, вообще, представляете Интернет без единого иностранного слова? Не поленитесь откопать "Словарь заимствованных слов русского языка" – вы будете сильно удивлены собственными знаниями иностранных слов. Вот такой вот когнитивный диссонанс.
Совет номер десять. Учите каждый день по пять слов языка страны, куда вы собрались. Когда наберется сотня – этого уже достаточно для врубания в ситуацию. От вас не требуется знать грамматику, всяческие неправильные глаголы и прочие сложные вещи. Любой носитель языка будет готов вас выслушать и понять, если вы пытаетесь с ним общаться на его родном языке. Пусть вы не можете составлять предложения и согласовывать времена. Отдельных слов и вашей коммуникативности достаточно, чтобы узнать все что надо. Вас поймут. Улыбайтесь. Вам помогут. Попробуйте обратиться к французу с приветствием на его родном языке – вы будете приятно удивлены благожелательным отношением к себе. Даже если весь остальной разговор вы будете вести на английском. За испаноязычные народы вообще говорить нечего – ваших двух слов на испанском будет достаточно, чтобы вас настойчиво пытались понять. Снова и снова. Даже, если вы объясняетесь, в дальнейшем, только жестами.
Есть еще одна маленькая хитрость: смотрите на местных детей. Заинтересуйте их. Ибо лучшего учителя вам не найти. В Тибете я просто показывал пальцем на предметы и местная детвора наперебой выкрикивала их названия. Детям это интересно – их занимает, что такой большой дядя не знает таких простых вещей. Местным взрослым это тоже интересно – они меняют в лучшую сторону отношение к вам. Потому что вы нравитесь их детям. Потому что вы занимаете их детей. Ребенок – это, вообще, ключ любого языка общения. Если вы едете со своим ребенком – все видится по-другому. Но это – тема отдельного разговора.
Здесь важно соблюдать совет номер 11: старайтесь говорить правильно. Не накладывайте особенности своего говора на чужой язык. Может получиться неловко. Вас, конечно, простят, но плюсовые очки общения вы потеряете. Возьмем, к примеру, испанское слово «pollo». В южноамериканских странах сдвоенная буква «l» читается как наша «й». Слово звучит как «пойо» - курица, по-нашему. Без этого слова вы точно не обойдетесь. Но, если вы скажете его на мАсковский манер – «акая» на окончаниях – получится «пойа». По-испански – «***». Правда, нехорошо получилось?
Совет номер 12. Носите с собой карманный словарик. С собой, а не в багаже или в камере хранения. Даже если он вам понадобится только один раз – этот раз будет стоить того. В Тибете нам срочно понадобился аспирин. Свой кончился, разумеется некстати. Аспирин расжижает кровь, что крайне важно при адаптации к высоте. В китайской аптеке ни жесты, ни английский не помогут. А в вашей сотне выученных слов (согласно десятому правилу), вряд ли, будет слово «аспирин». Нас выручил карманный словарь – тыкнув в иероглифы, означающие данное слово мы узрели редкое просветление на лице у торговца. Он был насколько потрясен, что попросил посмотреть словарь, листая его минут десять и вслух читая отдельные фразы.
Совет номер 13. Слушайте и смотрите. Слушайте музыку на другом языке, смотрите передачи, отдыхая в отеле. Читайте газеты – вы их не поймете. Но в нужный момент слова возникнут в вашей голове. Когда вокруг всё на другом языке – вы погружаетесь вглубь. И, хотите вы того или нет, вы начнете понимать. Лучше – хотеть. Тогда начнете понимать быстрее. Но, самое главное, не зацикливаться на этом. Нужно пустить все на самотек. Не можете понять прямо сейчас вот этой конкретной фразы – забейте. Поймете позже. Автоматически, что называется – мимо проходя.
Вот ещё один способ путешествия.
24-летний Рамон Стоппеленбург, будущий журналист из Нидерландов, создал свой сайт Letmestayforaday.com ("let me stay for a day" можно перевести с английского как "позвольте мне погостить у вас денек"), на котором каждый желающий может оставить ему приглашение приехать в гости. Приглашающая сторона обязуется кормить, поить и выгуливать Рамона на предмет осмотра местных достопримечательностей от 3 до 10 дней.
Рамон уже получил несколько десятков предложений. Большинство их - из США, а также из Бенилюкса, Индии, Австралии, Ганы, Ирландии, Канады, Италии, Израиля, Великобритании, Румынии, Египта и ОАР, сообщает «Нетоскоп».
Один парень из Чикаго предложил Рамону оставаться у него до тех пор, пока не начнет возражать жена. А если она начнет, ну, черт с ней, он заплатит за гостиницу. Другой американец, владелец яхты, заявил, что доставит Рамона, куда тот захочет.
Между городами и странами пребывания Рамон планирует передвигаться автостопом. Пользоваться кораблями или самолетами он отказывается. Видимо, до Австралии он собирается добираться на упомянутой яхте.
Путешествие начнется первого мая. Но уже сейчас родители и друзья переживают за Рамона. Его отец скептически относится к идеям сына – типичного, по его словам, представителя молодого поколения, верящего в Интернет и в будущее. Мать же сходит с ума, представляя себе, что ее сына украли, убили или он умер с голоду.
Сам Рамон относится к путешествию с энтузиазмом. Он надеется таким образом начать карьеру журналиста и получить бесценный опыт. Пока он не знает, сколько продлятся его странствия: может быть, три недели, а может – три года.
Рамон немного беспокоится о безопасности такого путешествия, особенно о том, как он будет стопить машины. По мнению юноши, на дороге никогда не видно, кого ты остановил – а вдруг это маньяк? А вот о идее ночевать у практически незнакомых людей он совершенно не беспокоится, так как считает, что он с первого взгляда может решить, стоит оставаться на ночь в каком-то месте или нет.
Свои заметки о путешествии он будет регулярно присылать друзьям, которые будут обновлять сайт Letmestayforaday.com во время его отсутствия. Если что-нибудь случится, они опубликуют адрес того места, где Рамон останавливался в последний раз, и уведомят полицию.
Идея этого путешествия возникла у Рамона после того, как он посмотрел популярное американское ток-шоу, в котором один из гостей рассказывал, как он попросил через сайт всех прислать ему по доллару - просто так - и заработал на этом деле несколько тысяч.
Путешествия по Европе почти без денег.
Если вы спросите русского человека, почему он до сих пор не был в Европе, он заговорит о сложностях с визой, недостатке времени и в конечном счете просто сошлется на дороговизну подобной идеи.
На самом же деле дешевые способы путешествовать по Европе есть, и в этом случае дешево вовсе не значит плохо. Просто они малоизвестны у нас в России, хотя давно признаны и ими пользуются в Европе.
Спросите, например, у порядочного бюргера о том, как можно поездить по Европе, и он после долгого рассказа о динамике тарифов транспортных услуг обязательно вспомнит о том, что в молодости сам путешествовал «с тремя марками в кармане». И расскажет про систему Interrail.
Она существует в Западной Европе более 30 лет и почти 10 лет в Восточной Европе. По этой системе в год путешествуют более полумиллиона молодых людей.
Я расскажу о своем опыте, о своих приключениях на пути к rendez-vous с Европой.
После того, как я обеспечил себе Шенгенскую визу, передо мной встал вопрос, как наиболее дешевым способом добраться до Берлина.
Самый дешевый способ (зато и самый некомфортный) – автобус.
Автобус – транспорт не для слабонервных. В автобусе может отключиться кондиционер, что быстро создаст атмосферу хорошей парилки, по пути вас могут по нескольку раз пересаживать в разные автобусы, ни один из которых не подходит вовремя; несколько часов ожидания предстоит на белорусско-польской границе и потом – суровая проверка.
Да и просто 48 часов в сидячем положении выдержит не каждый, и поэтому ездит на автобусах в основном молодежь, которой все нипочем, и еще закаленные жизнью челноки.
Однако это испытание как-то можно перенести – приятной неожиданностью оказываются две остановки в Польше, где кормят в милых придорожных ресторанчиках, причем это входит в стоимость билета.
Так, пройдя чистилище двух ночей в духоте и сидячем положении, ранним утром мы (я ехал с другом) оказались на границе с Германией, и вежливый немецкий таможенник зашел, чтобы проверить документы: рандеву состоялось. Еще два часа напряженного ожидания – и мы в Берлине.
Первым делом отправились на Zoo – главный берлинский вокзал, чтобы приобрести желанный билет Interrail. Всего за несколько минут нам любезно оформили билеты, потребовав лишь предъявить паспорт и необходимые 500 DM.
Билеты мы купили на две зоны: Германия, Австрия, Дания, Швейцария и Италия, Греция, Словакия, Турция.
К сожалению, по Шенгенской визе можно было попасть не во все эти страны – для Словакии, Турции, Дании и Швейцарии нужны были специальные визы; но и четырех оставшихся стран вполне хватало для месяца беспрерывного путешествия. Билет начал действовать с момента покупки и действовал в течение 30 дней.
Однако перед началом поездки нам предстояло провести еще целый день в Берлине. Здесь с сожалением надо отметить, что встреча с Европой, ощущение окружающего «парадиза», о котором говаривал еще Петр I, зачастую оказывает на русского человека, особенно молодого, весьма разлагающее воздействие.
Многим, например, кажется, что метро и прочий общественный транспорт здесь бесплатны по той причине, что нет турникетов. Это вовсе не так, просто проверяют билеты обычные контролеры, и отвязаться от них фразами типа «нихт ферштейн» вряд ли получится.
Вообще, рекомендую внимательно изучить все виды билетов, которые предлагаются в метро разных городов (ассортимент очень велик).
В городах Германии система общественного транспорта едина, и билет, который вы покупаете на 2 часа, день, неделю и т. д. действует на всех видах общественного транспорта, который иногда даже включает и маршрутные пароходики.
Также крайне расслабляюще на русского человека действуют супермаркеты: они выглядят так, словно никакого контроля нет вообще, и платить можно исключительно по желанию. Абсолютное большинство моих знакомых воровали в супермаркетах, правда, в основном по мелочам, больше из интереса – действительно ли это никак не контролируется?
Большинству же из них приходилось узнать, что нет, все-таки контролируется, а это грозит высылкой и, может быть, отказом в предоставлении визы на неопределенный срок.
Нас, конечно, эти вещи не затронули, и мы в первый же день продумали подробный план путешествия.
Решили ехать на юг – через Дрезден, Лейпциг и Мюнхен в Вену, оттуда – в Венецию, во Флоренцию и на юг Италии – в Рим. Затем было решено из Рима добраться до Бриндизи, небольшого портового города, откуда ходит паром в Афины, на котором действует билет Interrail.
В Греции мы предполагали несколько дней отдохнуть и возвращаться через города, в которых еще не были, и через западную часть Германии – на север и в Данию (тогда я еще не знал, что Дания не входит в Шенген).
Основная идея путешествия была проста: днем осматривать города, а ехать ночью и спать в поездах, чтобы заодно сэкономить на ночлеге. Сразу надо сказать, что идея практически полностью себя оправдала.
Путешествие по Германии и Австрии показалось нам восхитительным после того, что мы испытали в Италии.
Немецкие поезда – комфортные, полупустые – всегда приходят вовремя, а самое приятное то, что на любом вокзале в будке с большой буквой «I» (Information) вам выдадут ваш подробный маршрут в любой конец Европы в нескольких вариантах, где состыкуют все пересадки, – и все это совершенно бесплатно.
Приезжая в каждый город, который хотели осмотреть, мы прежде всего находили в центре замечательную контору с черной буквой «I» на вывеске, где бесплатно получали проспекты о достопримечательностях, красочные карты местности, города и многое другое.
В проспектах мы находили наиболее удобные туристические маршруты по городу; хотя, кроме этого, очень неплохо иметь с собой еще и книгу из серии тех, которые созданы специально для программы Interrail.
Авторы этих книг – люди, всю молодость мотавшиеся по Европе, – описывают подробно города каждой европейской страны, интересные места, возможности ночлега, пропитания – с точки зрения человека, оказавшегося в городе на несколько дней и не обремененного толстым бумажником.
Мы купили такую книгу где-то в Германии (на русском языке этих книг еще нет) и не расставались с ней до конца путешествия. Она чрезвычайно помогла нам во многом, даже в поиске ночлега.
Кстати, что касается ночлега, в каждом посещаемом туристами городе существуют youth-hostels – молодежные общежития, где обычно останавливаются интеррейлщики за 10 – 20 DM в сутки, включая завтрак.
Там еще можно бесплатно помыться и постирать (вода в Европе очень дорогая). Во многих городах нет даже необходимости самому что-то искать: еще в поезде, при подъезде к городу, вам дадут несколько проспектов с указанием местных общежитий.
Но, конечно же, настоящие способы прожить без гроша в кармане и даже путешествовать вы узнаете только в процессе самих путешествий. Об этом не пишут в книгах, хотя ничего нелегального в этих способах нет, – нужно просто хорошо знать, где взять то, что дают людям великодушные европейские государства.
Однако вернемся к ночлегу. В Афинах, где постоянно стоит жара, очень развито предоставление ночлега на крыше youth-hostel, что в 2 – 3 раза дешевле, чем внутри. Именно этой услугой мы и воспользовались, когда наши средства существенно уменьшились.
Крыша была очень удобной, сделана, как балкон; на ней мы поставили палатку, чтобы защититься от москитов, и жили несколько дней. Вообще-то предоставление этой услуги запрещено, и полиция часто проверяет отели, но ответственность за нарушение правил несет только хозяин.
А что касается еды, то, чтобы не слишком облегчать свой бумажник, рекомендую покупать ее в супермаркетах, а не в кафе и палатках, от которых аппетитно пахнет. В большинстве европейских супермаркетов существует такое понятие, как «специальное предложение» – с очень существенными скидками.
Другими словами, когда вы видите над ценником яркую надпись, начинающуюся со слов «Sonder» или «Super», – это означает не обычную рекламную акцию, а реальные скидки.
В Греции и Италии, когда мы оказались далеко от наших немецких друзей и знакомых, на еду в день уходило около 12 DM, в основном на самое дешевое – фрукты и консервированную фасоль, редко на колбасу или сыр.
Настоящую же романтику путешествия мы ощутили, только оказавшись в Италии. Когда с ухоженного австрийского перрона, легко вдыхая свежий альпийский ветер, мы вошли в поезд, а уже вечером оказались в жаркой, душной Венеции, у нас случился легкий шок: было страшно очутиться в вечернем незнакомом городе, не зная при этом языка (английским тут владеют далеко не все).
Прохожие имели очень, казалось нам, вороватый вид, а перспектива ночевки выглядела крайне плачевно. Однако, выйдя с вокзала на улицу, мы увидели, что... вся прилегающая к вокзалу территория покрыта рюкзаками и людьми в спальных мешках.
Их примеру мы и последовали и отлично выспались, расстелив свои изоматы и спальные мешки прямо на вымощенной плитами привокзальной площадке с отличным видом на центр города.
Утром нас разбудил очень вежливый полицейский, который, хлопая каждого рацией по плечу и без предъявления каких-либо претензий, говорил: «Get up, please!» – «Поднимайтесь, пожалуйста!»
Когда мы освоились, все стало выглядеть совершенно иначе: Италия – прекрасная страна, люди здесь очень дружелюбны, достопримечательности, которые знаешь с детства, – на каждом шагу, и еще приятный момент – очень дешевые фрукты и вино (литр – 1 DM).
К тому же Италия летом – место скопления всех интеррейлщиков, которые сами по себе весьма интересные люди. Вечера в барах общежитий, в веселой компании молодых людей из всех стран Европы – вот когда можно действительно ощутить всю культуру Европы сразу.
Ни в одном баре у нас в России я не встречал такой атмосферы – когда каждого входящего встречают как давно знакомого, с неподдельным интересом и дружелюбием. К сожалению, обычно местные люди значительно меньше открыты для общения, чем путешествующие.
Хотя и приятно постоянно ощущать себя в веселой компании «рюкзачников», но тут тоже есть существенный недостаток: поезда на наиболее оживленных маршрутах (как, например, Рим – Милан, Милан – Венеция, Венеция – Мюнхен) невероятно переполнены.
Особенно неприятным такое открытие оказывается, когда приходишь на ночной поезд, который идет 8 – 9 часов, в надежде выспаться, а вместо этого на всю ночь оказываешься вжатым в стену тамбура и в чьи-то рюкзаки.
Вспоминаю в этой связи поездку из Рима в Милан.
Люди вперемешку с рюкзаками разместились в тесном коридоре, и каждый час появлялся усердный проводник с тележкой (как раз в ширину коридора), заставленной напитками и закуской, и всем приходилось высовываться в окно или забиваться в купе с рюкзаками на голове, чтобы его пропустить.
Нечто похожее происходило и на поезде из Патраса в Афины, когда в полдень паром из Италии привез огромное количество рюкзачников (и нас в том числе), которым всем до одного хотелось сразу в Афины.
Они саранчой покрыли весь небольшой вокзал и прилегающие территории, а поезд против ожидания пришел маленький, старый, всего с тремя вагончиками (вообще-то, в Греции очень приличные поезда, не хуже, чем в Германии, но на этом маршруте греки явно решили сэкономить).
Невероятно – но в три вагончика вместились практически все, кого вез огромный паром; поезд шел 7 часов, как раз во время сиесты, и тем, кто сидел на солнечной стороне, никто не завидовал...
Эти истории еще, между прочим, убедительно доказывают, что брать с собой большой багаж не следует.
Нужно помнить, что его постоянно придется таскать с собой и каждый лишний килограмм решает, насколько приятной будет ваша поездка, а кроме того, с большим рюкзаком просто сложно вмещаться в переполненные поезда. Поэтому, готовясь к поездке, собирать вещи следует по старому правилу интеррейлщиков – выбрать только самое необходимое, а потом – взять с собой половину.
Планируя поездку, вы должны также решить, как и с кем вы хотите путешествовать. Путешествовать можно вдвоем, втроем, целой компанией или в одиночку, что тоже вовсе не так опасно, как кажется.
Я путешествовал на пару с другом, что очень удобно: всегда есть на кого положиться; что касается групп из трех и более человек, то тут никакой гарантии – это может быть либо чрезвычайно весело, либо, наоборот, просто ужасно: не раз я слышал от попутчиков истории о том, как такие компании из лучших друзей быстро распадались, ссорились, оказавшись в непривычных ситуациях.
Выбирая попутчиков, прежде всего, стоит твердо решить банальный вопрос – с кем бы я пошел в разведку? А если ни с кем – лучше ехать одному, это, как я уже говорил, вовсе не так страшно.
Ведь основной недостаток любой компании, даже совсем маленькой или просто из двух человек, в том, что они так или иначе образуют свою субкультуру, которая создает преграду для более полного восприятия Европы, особенно в плане общения.
Путешествующие европейцы, в свою очередь, обожают знакомиться в пути – если вы проедете один 2 – 3 часа по какому-нибудь популярному интеррейловскому маршруту, у вас определенно останется как минимум пара новых адресов в Европе. Язык общения здесь – английский, который понимают все, кроме англичан и американцев.
И еще. Нужно сразу определиться, как вы хотите путешествовать и что увидеть. Ведь плохо составленный план поездки и желание сразу осмотреть все могут привести к тому, что в городах, которые посетите, вы увидите преимущественно вокзалы.
Прежде всего, нужно выявить приоритеты – нравятся ли вам горные ландшафты и одинокие древние замки, как в Альпах или Гарце, или знаменитые европейские достопримечательности и большие города, или просто путешествия в несколько экстремальных условиях, как, например, в Греции.
В любом случае для подобной поездки необходима определенная уверенность, находчивость и настойчивость. Когда мы оказались в Бриндизи, откуда шел паром в Патрас, где действовал билет Interrail, мы должны были получить бесплатный билет в одном из туристических агентств.
В каждом агентстве нам говорили, что свободных мест нет и в ближайшую неделю не предвидится, и предлагали либо заплатить 50 тысяч лир (50 DM), либо идти в следующее агентство. Но, обойдя несколько агентств, мы все-таки получили бесплатный билет на вечер того же дня...
В Греции, когда я решил отправиться из Афин в Дельфы (мой друг остался в Афинах), первой неприятностью оказалось расписание на афинском вокзале, написанное по-гречески, что, правда, несколько было возмещено словоохотливостью греков.
Добравшись до города Левадиа, я узнал, что дальше надо ехать автобусом. На остановке сидел измученный жарой и уже совершенно апатичный голландец. Он уже три часа ждал автобус, который должен был прийти с минуты на минуту, и не знал, что ему придется прождать еще полтора часа.
– Если ты хочешь быстро передвигаться, никогда не путешествуй по Греции, – сказал он мне.
Автобус все-таки приехал, и после часа езды по живописным горным серпантинам я оказался в Дельфах. Всю дорогу со мной болтал веселый грек, который мешал английские слова с греческими, ничуть не смущаясь тем, что я его не понимаю.
Дельфы меня потрясли, но не величием древних сооружений: я ожидал увидеть город, а увидел четыре короткие улочки, высокими ступенями расположенные на крутом склоне горы.
Ничего похожего на youth-hostel не было – только маленький и очень шикарный отель, а вместо вокзала – доска, на которой мелом было написано, что автобус тут останавливается раз в день.
Кругом, насколько хватало глаз, простирались горы, лощины, вдалеке – море, но вся эта красота ничуть не скрашивала перспективы ночлега.
Я побродил по горам, в качестве вариантов нашел несколько грязных, холодных пещер и, наконец, наткнулся на замечательный древний саркофаг, выдолбленный в скале. В нем я и переночевал со всеми удобствами, а наутро какой-то грек, видевший, как я вылезал из саркофага, угостил меня сэндвичем.
Еще один весьма необычный случай произошел со мной, когда мы отправились из Мюнстера (город на севере Германии) в Копенгаген посетить знакомого датчанина.
Предположение, что Дания не входит в Шенген, тогда вовсе не приходило в голову. Мы довольно удачно сели в прямой ночной поезд и даже заняли лежачие места. Немецкий таможенник зашел, проверил документы, а когда очередь дошла до моего паспорта, он спросил:
– Вы действительно хотите в Данию?
На мое сонное «угу» он загадочно улыбнулся и пробормотал что-то вроде: «Ну попробуйте...»
Датские таможенники зашли с опозданием, когда поезд был уже довольно далеко в Дании (документы проверяли без остановки, по ходу поезда). В нашем купе флегматичный датчанин спокойно рассматривал документы, но, увидев мой серпастый-молоткастый паспорт, повел себя несколько неожиданно.
– Василий, у вас есть две минуты, чтобы собрать вещи и выйти из поезда, – сказал он.
Несмотря на мои протесты меня почти под руки вывели на перрон и оставили в компании еще двух стражей границ. Минут через 15 снова появился флегматичный датчанин с несколько смущенным выражением лица. Он сказал, что моя виза не действует в Дании, так как Дания не входит в Шенгенское соглашение.
Но проблема была в другом: в моей шенгенской визе была графа – одноразовый въезд. То есть, выехав из шенгенских стран, я уже не мог в них вернуться. Даже если я пробыл вне их минуту. Значит, находиться в Дании я не могу, но и вернуться в Германию тоже не могу.
Еще сорок минут поезд стоял на безвестном полустанке, таможенники в смятении бегали вокруг меня, а я одиноко стоял и ждал продолжения (у моего товарища подобной проблемы не возникло, так как у него был немецкий паспорт).
В голове вертелись многочисленные истории о том, как русские люди без виз застревали в тюрьмах иностранных государств.
Однако датчане повели себя неожиданно: они отцепили от поезда задний вагон (первого класса), соединили его с локомотивом и без всяких комментариев посадили меня в этот импровизированный поезд, заперев в купе.
В поезде, кроме меня, ехали только машинист и конвой, и я чувствовал себя Лениным в пломбированном вагоне. Примерно через час, когда уже рассвело, меня высадили на вокзале какого-то города и отвели в отделение полиции.
Там мне дали адрес датского консульства, сказали, что я должен срочно туда ехать и только на такси, а не общественным транспортом, так как у меня – без визы – нет для этого достаточных гражданских прав.
На том меня и отпустили. Напуганный отсутствием гражданских прав, я тут же сел в такси и помчался в консульство, которое в 6 часов утра было, конечно, еще закрыто. Только осознав, что до открытия еще три часа, я успокоился, осмотрелся и понял, что нахожусь в центре города.
Что это за город и какая страна, определить я не мог – все таблички были на двух языках – на немецком и датском. Редкие прохожие, к которым обращался с вопросом, в какой стране и в каком городе я нахожусь, испуганно отворачивались и быстро уходили.
В конце концов я все-таки узнал, что нахожусь в Германии, в приграничном городе Фленсбург. Только тогда успокоился окончательно, поняв, что из Дании меня выкинули, по сути, контрабандой, оформив документы так, словно я туда не въезжал.
Несмотря на то, что в путешествии может случиться все, что угодно, выход всегда есть. На самый крайний случай, если вы вдруг вдалеке от дома оказались совсем без денег, можете обратиться в полицию, где вам выдадут минимальную сумму, чтобы позвонить домой и перевести деньги.
Также в полиции могут предоставить билет в какой-либо город, деньги на который сначала позаимствуют из фонда российского консульства, а счет позже пришлют вам домой. И к тому же в Европе существует сеть Caritos – общежитий, в основном для бомжей, где (в отличие от подобных российских заведений) можно нормально поесть и переночевать в приличных санитарных условиях.
Конечно, я упоминаю об этом только на самый крайний случай и для того, чтобы у тех, кто будет путешествовать, была уверенность, что пропасть в Европе им не дадут. И чтобы не заканчивать на деталях, которые, возможно, не всем покажутся жизнерадостными, я перечислю основные города, которые мы посетили за месяц путешествий.
Итак, это огромный Берлин, уютные Лейпциг и Дрезден, деловой Мюнхен, галантные Вена и Зальцбург, Венеция и Флоренция, которые мы с детства знаем по иллюстрациям и фотографиям, величественные Афины и Рим, легендарные Помпеи, Пиза, Генуя, Милан, Салерно, Эссен, Кассель и еще огромное количество менее знаменитых городов, которые, не переполненные туристами, сохраняют в себе и помогают ощутить древнюю культуру Европы.
Еще раз хочу напомнить, что дешевизна перечисленных мною услуг отнюдь не является показателем низкого качества: я знал одного испанца, менеджера одной крупной фирмы, он совершал свои деловые поездки только с помощью системы Interrail и экономил на этом большие деньги, и я знал также одного англичанина, который из Лондона приехал в Прагу, заплатив за билет 700 DM, хотя за билет Interrail мог бы заплатить вдвое дешевле и доехать тем же вторым классом, а потом еще месяц ездить куда угодно.
В Праге я познакомился с одним русским, зовут его Андрей, и живет он в поселке Батагай, под Верхоянском, там, где зимой минус 70, воют волки, и раз в неделю прилетает вертолет; он прочитал статью в газете, добрался до Москвы и благополучно объездил при помощи Interrail пол-Европы, не зная ни одного иностранного языка.
Так что москвичам вообще грех не воспользоваться такой возможностью.
Сможете? Попробуйте.
Как путешествовать дёшево.
Многие думают, что отдых за границей доступен лишь тем, у кого не бывает проблем с финансами. И напрасно. Зная, как снизить стоимость турпоездки, можно побывать практически в любой стране. Предлагаем несколько наиболее распространенных способов.
Горящая путевка
Горящей она становится тогда, когда у турагентства остаются непроданные места в самолёте и отеле или от неё в последний момент кто-то отказался. И тогда у фирмы не остаётся иного выхода, как снизить ее стоимость, чтобы как-то компенсировать свои убытки. Причём чем ближе день отъезда, тем путешествие может обойтись дешевле (примерно на 20 - 25 процентов). Как правило, горящие путёвки продают в популярные среди наших туристов страны - Турцию, Египет, Кипр, ОАЭ, Таиланд, Хорватию.
Ваши действия: Чтобы купить такой тур, вам придется почаще звонить или заглядывать в туристические фирмы, иметь на руках необходимую сумму и быть готовой сорваться с места и уехать, как только вам сообщат о наличии путевки.
Недостатки: постоянное "сидение на чемоданах" подойдет не всем. Во-первых, в некоторые сратны виза делаеся слишком долго, поэтому ее надо иметь заранее. Кроме того, если вы из числа людей, которые не выносят неопределенности и устают от постоянного ожидания, лучше поищите другой способ сэкономить.
Путешествие в кредит
Вы желаете поехать в отпуск, но не получилось скопить нужную сумму? Не отчаивайтесь, выход есть! Просто возьмите путёвку в кредит.
Недостатки: Расплачиваясь с банком за чудесный отдых, вам придется вернуть несколько больше взятой взаймы суммы. Поэтому присутпая к оформлению документов, обратите внимание на процент, который вам предстоит переплатить.
Но если вы купили путевку за полную стоимость задолго до отъезда, не отчаивайтесь. Существуют и некоторые способы, позволяющие сэкономить непосредственно на месте отдыха.
Гостиница
Существует несколько вариантов снижения цены за проживание.
Первый вариант - вместо пятизвёздочного отеля выбрать гостиницу попроще, например, две "звезды". Различие между ними лишь в том, что в пяти "звёздах" отель будет находиться непосредственно у моря и в питание будет всё включено, в том числе и спиртные напитки. Но вряд ли вас испугает расстояние до пляжа в каких-то 500 метров (пройтись пешком - это даже некая физическая нагрузка) и входящий в стоимость проживания один завтрак или обед (честно сказать, в жару есть хочется меньше всего).
Второй вариант - поехать на отдых с попутчиком. В чём выгода? Покупая одну путёвку с проживанием в двухместном номере, вы делите её стоимость на двоих. Вашим спутником может стать как ваша подруга, так и незнакомка, которая весь отпуск будет жить рядом с вами. Например, если проживание в одноместном номере стоит 350 долларов, то в двухместном - 500, то есть каждый заплатит по 250 долларов. Чувствуете разницу? Кстати, если вы путешествуете с ребёнком, обязательно поинтересуйтесь, положена ли ему скидка: почти все отели её предоставляют.
Третий вариант - купить тур в "низкий" сезон. Если в Украине самый большой спрос на путёвки в новогодние, рождественские, майские праздники и детские каникулы, то в других странах этот период может оказаться "мертвым сезоном". Так, в Египте, Турции, Тунисе дешевле всего отдыхать с 15 ноября по 15 декабря, в европейских странах - с середины января по март. Наглядный пример - Париж, в который лучше ехать летом или зимой: в это время там не проводятся многочисленные выставки-салоны, и цены на проживание в отелях падают на 100-150 евро.
Поинтересуйтесь также, не проводятся ли на время вашего запланированного отдыха всевозможные чемпионаты, фестивали или праздники урожая, так как в эти периоды цены в гостиницах резко подлетают вверх.
Экскурсии
Немалую часть денег "съедают" экскурсии - это знают все. Но не всем известно, что посмотреть местные достопримечательности можно за более низкую цену. Если вы собираетесь на отдых в одну из экзотических стран, то знайте, что экскурсию лучше заказывать не в самом отеле, а в специальных туристических магазинчиках (их можно найти на каждом углу). Они предложат вам те же услуги, но только в два-три раза дешевле. И не бойтесь торговаться: в некоторых странах это даже приветствуется.
Ещё один способ удешевления "экскурсионки" - музейная карта. Например, в Париже вход в музей стоит 8-10 евро. Если посещать два-три музея в день, за неделю вы потратите 100-180 евро. Сумма внушительная, не правда ли? А, купив музейную карту (на один день 15 евро, два - 30, четыре - 45), вы можете осматривать достопримечательности сколько душе угодно.
На медицинской страховке не экономят
Многие думают, что, отказавшись от страховки, могут существенно сэкономить. На самомделе она спасёт от непредвиденных трат, если вдруг нам понадобится медицинская помощь. Для сравнения: полис на 10 дней стоит от 3-20 долларов, в то время как обычный осмотр тамошних докторов может обойтись для вас на порядок дороже, не говоря уже об амбулаторном пли стационарном лечении. Правда, страховка не оплачивает травмы, полученные в результате занятий опасными видами спорта (есть определённый список) и под действием алкогольных напитков.
1. Отпуск начинается с планирования.
Чем раньше вы начнете планировать отпуск, тем легче подобрать наиболее подходящий вариант путешествия.
Можно спокойно обсудить все нюансы, определиться с бюджетом - и если поездка планируется солидная, то начинать откладывать деньги - специально на отдых.
На чем на данном этапе можно сэкономить?
Чем раньше вы начнете планировать, тем больше будет вариантов выбора отдыха - сравнивая, подбирая можно выбрать более бюджетный отдых, но с более интересным и комфортным времяпрепровождением.
При раннем планировании, также можно экономить на ежедневных затратах - читайте советы по практической экономии - это будет хорошим дополнением к отпускным развлечениям и экскурсиям.
2. Как сэкономить при приобретении путевки у туроператора.Путевка
Приобретение путевки в турфирме - самый простой способ путешествия.
Сэкономить тут можно при раннем бронировании - чем раньше вы покупаете путевку, тем, как правило, она дешевле. Например, если путевка берется за 3 месяца - от указанной цены, многие турфирмы дают скидку 3%. В рекламных целях скидки могут предоставляться к дням рождения, к праздникам, даже к именам. Обязательно интересуйтесь скидками.
Разные политические и местные события могут влиять на стоимость путевки. Например, в связи с проблемами в некоторых туристических странах, особенно в Египте, Тунисе, цены на Турецкие курорты выросли буквально за месяц на 20-30%%. Но это уже форс мажорные обстоятельства.
Еще один вариант сэкономить с туроператором - горящие путевки. Но тут ухо надо держать востро, часто это оказывается рекламный трюк. Недостаток - неизвестность, будет, не будет, куда, в какое время. Но если у вас есть такие возможности - бросить все дела, и воспользоваться таким вариантом, то почему бы и не применить этот способ.
У нас был подобный удачный случай: мало того, что купили путевку со скидкой в отель с 4 звездами, но там не оказалось мест, а переселили в пятизвездочный отель - отличный отдых получился.
Цены разных туроператоров обязательно нужно сравнивать - разница в цене в один отель, на одно время может достигать 50%.
При выборе места отдыха также можно сэкономить - качество и стоимость не всегда прямо зависимы. Выбирайте, сравнивайте, читайте отзывы. Чтобы потом не было разочарования от отдыха.
3. Как сэкономить на билетах на поезд.Билеты на поезд
Этот вариант передвижения актуален для большинства наших сограждан.
Но большинство до сих пор приобретает ж/д билеты в кассах вокзалов или переплачивают посредникам, в лице турфирм или коммерческих касс.
А ведь теперь билеты можно приобретать посредством сети интернет - эта процедура достаточно проста. Цены на билеты - не выше, чем в реале.
Есть только одна памятка: покупайте билеты у официального представителя ОАО "Российские железные дороги" - на сайте rzd.ru. Объясню почему. На официальном сайте цена соответствует стоимости билетов на ж/д вокзале, не берутся ни комиссии, ни дополнительные сборы.
На других ресурсах билеты приобретать тоже можно, но они уже работают на коммерческой основе и конечная стоимость билетов у них выше. Если покупать много билетов, например, на семью, то перерасход будет существенный. Я недавно приобретал билеты, и сравнивал стоимость - разница оказалась больше 15%.
При приобретении билета через интернет можно выбрать поезд, вагон, место. При оформлении билетов есть даже схема вагона, где обозначены занятые и свободные места.
Для удобства пассажиров сейчас есть электронная регистрация - при ее прохождении (ничего сложного - просто нажать на кнопку) - можно садиться в поезд без проездных документов, достаточно предъявить документ, удостоверяющий личность, который был внесен при регистрации.
Оплата производится картами Виза, Мастер кард, Маэстро по безопасному соединению.
Для тех, кому нужен проездной билет, в разделе Мои заказы - переписываете номер заказа, предъявляете этот номер в железнодорожной кассе, и вам проездные документы бесплатно распечатывают. Еще один вариант получения билетов - в терминалах (что-то вроде банкомата) вокзалов. Но эта услуга доступна в основном в крупных городах.
Экономия: транспортные расходы - не надо никуда ехать за билетами, времени - приобретаете в любое удобное для вас время, нет посредников - нет дополнительных сборов и комиссий.
PS. В странах содружества электронная регистрация недействительна, поэтому распечатывайте билеты заранее - в России.
Авиабилеты4. Приобретение билетов на авиаперелет.
Покупать билеты на авиаперелет можно по тем же принципам, что и на поезд. Также действует электронная регистрация, только надо распечатать электронный билет, который вам высылается на электронную почту, при регистрации в аэропорте вам на руки выдается посадочный талон.
Благодаря огромному выбору авиаперевозчиков при выборе перелета можно значительно сэкономить.
Сейчас есть сервисы сравнения стоимости билетов, пользуйтесь ими. Узнаете стоимость, уточняете в какой авиакомпании какая стоимость, заходите на сайт авиаперевозчика, регистрируетесь, если требуется и следуя инструкциям приобретаете билеты.
Следующий способ экономии на перелете - рекламные акции, проводимые авиакомпаниями. В наше время подобные акции не редкость и цена при них может меняться в разы.
Еще один способ сэкономить на дальних авиаперелетах - выбор маршрутов с пересадкой. Разница при этом бывает очень значительной. Недостаток - перелет занимает больше времени.
Но есть и положительный момент. Если при пересадке с одного рейса на другой много времени, то можно посмотреть, хоть и немного другую страну. Также при длительных остановках в приличных авиакомпаниях предоставляется номер в отеле и питание.
Проблем с электронной регистрацией обычно не возникает, главное - внимательно заполнить данные документов при регистрации и не забыть взять с собой эти документы.
Бронирование отелей5. Выбор и бронирование отеля.
При выборе отеля рекомендую пользоваться международными сервисами бронирования отелей: самые известные booking.com, hotel.info. Есть еще множество других. Выбор за вами. В сервисах, подобным этим не берут оплату вперед, не берут сборов и комиссий. Т.е. для простого пользователя они бесплатны. Отмена бронирования в этих системах бесплатная при условии отмены за 1 сутки.
При бронировании отелей можно значительно сэкономить на различных рекламных акциях: типа четвертая ночь бесплатно, при длительном проживании скидки до 20%, есть скидки при раннем бронировании.
При раннем бронировании бывают грандиозные скидки в 2-3 раза - но тут надо бронировать за полгода и больше, количество мест ограничено и есть особые условия отмены бронирования.
Также можно пользоваться сервисами сравнения цен на отели в разных системах бронирования.
6. ЭкскурсииЭкскурсии
Экономить на экскурсиях вполне возможно.
Пользуйтесь услугами местных туристических бюро - цены в них примерно на треть ниже, чем предлагают турагенты от наших туроператоров. Обязательно поинтересуйтесь условиями поездки: срок, предоставляемый транспорт, наличие русскоговорящего гида. Попытайтесь узнать отзывы тех, кто уже пользовался услугами этой турфирмы - особых проблем с этим, как правило нет.
Многократно сталкивался с платными предложениями от наших турагентов на бесплатные экскурсии. Подобные бесплатные экскурсии проводятся обычно для шоп-туров: фабрики ювелирных и других изделий (ковры, полудрагоценные и драгоценные камни, шубы, ковры и т.д.), супермаркеты, сувенирные лавки и др.
Последний раз от нашего турагента было предложение посетить бесплатную дискотеку за 20 долларов с человека.
Старайтесь не вестись на подобные предложения, сначала узнайте о других возможностях.
Страхование7. Страхование.
Не знаю, есть ли экономия при самостоятельном страховании. Просто скажу об этом несколько слов.
Процедура эта достаточно проста - достаточно прийти в страховое агенство, которое осуществляет международное страхование и выбрать для себя подходящий пакет - условия диктуете вы.
Некоторые люди полагают, что при приобретении путевки через турфирму страховыми случаями занимается туроператор. Это не так, туроператоры являются только посредниками. Они могут направить, подсказать что-то, но в основном вы будете иметь дело со страховой компанией.
При страховании вам дадут все данные, реквизиты, телефоны, куда обращаться, так что особых проблем не должно быть. Главное следовать инструкции и выбрать подходящий пакет.
Полеты во сне и наяву
Как правило, наиболее затратной частью путешествия для украинцев является перелет и проживание. Однако на этих пунктах можно легко снизить свои затраты. Например, выбрать не классическую авиакомпанию, а лоу-костер. Сейчас из Украины осуществляют рейсы более пяти таких бюджетных авиакомпаний, одна из них имеет развитую сеть маршрутов в Центральную и Западную Европу. Стоимость билетов начинается от 20 евро, включая все сборы и налоги. Правда, выбирая такого авиаперевозчика, следует знать несколько нюансов: чтобы купить дешевый билет, его нужно бронировать, как минимум, за полтора-два месяца, в случае отмены рейса, как правило, стоимость таких билетов не компенсируется, также сервис таких авиакомпаний не включает бесплатную еду на борту. Иными словами, бизнес-модель таких авиаперевозчиков предполагает экономию на всем, кроме безопасности. Тем не менее, для некоторых украинцев небольшая цена перелета может стать решающим фактором в выборе направления путешествия, а отсутствие комфорта на борту легко потерпеть 2-3 часа, - обычно столько занимает перелет из Украины в европейский город (при отсутствии стыковки). О том, какие лоу-кост авиакомпании осуществляют полеты из Украины, можно справиться в Госававиаслужбе, а также посмотреть на нескольких тематических авиасайтах (часто на них информация предоставляется более оперативно и полно).
Можно и получить за минимальную цену максимальный комфорт, - но для этого потребуется много внимания и немного везения: довольно часто классические авиаперевозчики проводят различные акции, предлагая билет в обе стороны по цене одного, делают скидки и пр. Чтобы узнавать об акциях, нужно часто мониторить сайты таких авиакомпаний, а можно (некоторые авиакомпании такую услугу предоставляют) подписаться на он-лайн новости данных перевозчиков. Правда, в таком случае нужно готовиться к тому, что отпуск начнется неожиданно, ведь дата вылета будет зависеть от времени действия акции (скидки).
Тысяча и одна ночь
Проживание также может обойтись значительно дешевле, если заранее ознакомиться с перечнем недорогих гостиниц и грядущих праздников. Например, в Милане в дни знаменитой мебельной выставки iSaloni цены гостиничных номеров увеличиваются в два-три раза. Такая же ситуация в Амстердаме накануне Дня Королевы. В Венеции стоимость проживания резко возрастает летом. Там в этот сезон практически невозможно найти недорогое жилье через Интернет. Заядлые путешественники уверяют, что порой летом в этом итальянском городе проще найти жилье уже на месте.
Еще один немаловажный нюанс, который поможет путешественнику сэкономить средства – количество мест в номере. Снимать двухместный номер (если вы путешествуете вдвоем) намного дешевле, чем выкупать места в двух разных одноместных номерах. Кстати, есть ряд сайтов, которые помогут снизить цену при бронировании гостиниц. Например, при бронировании номера через Booking.com. можно получить небольшую скидку на проживание в отеле (как правило, до 10%).
Аналогичная система действует в молодежных хостелах, но там скидку (10-15%) можно получить, лишь купив специальную членскую карточку (Hostelling Internatinal-card, стоит 12 евро). Такая скидка действует в более чем 4500 хостелах в 96 странах мира. Это выгодно для туристов, которые часто останавливаются в хостелах. Ради разовой остановки в хостеле ее покупать не стоит. Стоит отметить, что, вопреки расхожему мнению, хостелы не всегда дешевле двухзвездочных гостиниц. Например, в Амстердаме хостелы действительно недорогие (12-15 евро против 40-70 евро за отель), а вот в Венеции хостел обойдется лишь на несколько евро дешевле гостиницы с двумя звездами. Множество недорогих хостелов в пределах 20 евро в Кракове и Германии, а вот, например, в Осло, Риме, Цюрихе стоимость ночлега в молодежных хостелах будет сопоставима с ночлегом в отелях уровня двух звезд. Ознакомиться со стоимостью хостелов и забронировать номер можно через сайт Международной хостел-ассоциации.
Можно остановиться и в кемпинге (цены сопоставимы с двухзвездочными отелями), но такой вариант подойдет тем, кто собирается отдыхать на море, озере, просто путешествовать на машине, а не любоваться достопримечательностями города. Ведь кемпинги находятся за городом. А на то, чтобы добраться до города, уйдут все сэкономленные на проживании деньги. К слову, например, остановка в кемпинге в традиционно дорогой для туристов Ницце обойдется всего лишь в 20-25 евро (минимальная же стоимость гостиницы - 100 евро в сутки). Правда, в кемпинге обычно нет бесплатного завтрака, а вот в хостеле и гостинице завтрак, как правило, включен в стоимость проживания. Правда, он весьма непритязателен, часто это - овсяные хлопья с молоком, чай или кофе, тосты с маслом (джемом) и сваренные вкрутую яйца.
Экономные килокалории
Есть масса возможностей сэкономить и на еде. Например, еда и питье в обычном кафе вдали от местных достопримечательностей обойдется вдвое, а то и втрое дешевле, чем в центральной или старинной части города. Например, чашка кофе в центре Милана стоит 3-5 евро, в 15 минутах ходьбы от центра можно найти не менее вкусный кофе за 50 евроцентов. Такая же ситуация и с традиционными для Италии пиццей, спагетти и другими местными блюдами. Например, в рабочем районе Милана можно и недорого пообедать и заодно лучше познакомиться с местными обычаями и ощутить атмосферу города.
Кстати, стоит знать, что не всегда перекус в фаст-фуде будет дешевле полноценного обеда (ужина) в кафе. Например, стоимость обеда в известной американской сети быстрого питания в Праге будет вдвое дороже обеда в кафе или ресторации этого города. Такая же ситуация в Будапеште – там дешевле питаться в местных кафе и даже ресторанах (для ориентира – цены примерно на 20% ниже киевских). Не сильно опустошит кошелек туриста покупка тайской или китайской еды. Обычно в Европе такие заведения считаются весьма бюджетными. В среднем чек обеда в таком месте общепита на двоих составит 10-12 евро. Еще дешевле будет обед в студенческой столовой. Например, в Кракове можно пообедать в студенческой атмосфере всего за 3-5 евро. Есть и другие варианты питания: покупка еды прямо на улице или в закусочных. Например, в Берлине и Кракове традиционно самый недорогой и сытный вариант обеда в городе – это кебаб. При этом кебаб без мяса (овощной) обойдется в среднем на 50 евроцентов дешевле мясного. В Вильнюсе недорого и вкусно можно пообедать пиццей, в Вене – нею же или кебабом. В Праге – жареными колбасками, в Париже – багетом (огромный бутерброд с овощами, мясом, сыром, тунцом и т.п.).
Отличается по цене и стоимость питьевой воды. В европейском супермаркете литровая бутылка стоит 0,5-1 евро. В центре города – вдвое, а то и втрое дороже. Кстати, далеко не везде стоит раскошеливаться на покупку воды. Например, в Вене вода из-под крана ничем не отличается от той, которую разливают в бутылки. А в Риме воду можно без всякого вреда для своего здоровья и с существенной пользой для кошелька набрать в бюветах, коих множество в этом городе. А в Германии и Польше, выпив воду, пластиковую бутылку можно сдать и получить часть денег (20-25 евроцентов) обратно.
Бонусные колеса
Стоит заранее изучить и ситуацию со стоимостью транспортных расходов в городе, особенно если выбор пал на гостиницу, расположенную не возле центра. В каждом городе свои нюансы: в Милане, например, стоимость одной поездки в метро из центра в любую точку города составляет один евро, но добраться с конечной станции в центр города на подземке обойдется в 2,5 евро. В Роттердаме и Праге стоимость проезда в метро зависит не от количества поездок, а от срока действия специального билета. Если вы планируете уложить свою поездку в 40 минут, стоит приобрести самую дешевую карту проезда. Если, наоборот, придется много пользоваться подземкой, то лучше будет купить специальную карту, рассчитанную на несколько дней. Например, два часа действия карты в метро Роттердама обойдутся примерно в 3 евро, карта, рассчитанная на два дня, в – 7 евро. Впрочем, такому дорогому транспорту в европейских городах всегда есть альтернатива – велосипед. Практически в любом городе Европы можно взять в аренду двухколесного «коня», и практически во всех случаях это будет стоить дешевле, нежели передвижение на общественном транспорте.
Также во многих городах можно воспользоваться разными видами транспорта даже по одному и тому же билету. Но при этом билет действителен в пределах указанного в нем времени, а в Берлине так можно ехать только в одном направлении и в пределах определенной тарифной зоны. В Риме билет действителен только для одной поездки в метро, но с тем же билетом пересаживаться с автобуса на автобус можно столько раз, сколько успеете за отведенное вам время. В Кракове и Вене нужно учесть, что билет дешевле покупать в кассе на остановке, а не у водителя.
Рекомендуем прочесть Собираемся в отпуск
Если планируется поездка в пригород, то перед тем, как купить билет, стоит расспросить кассира (или узнать на рецепции в гостинице) о различных акциях. Например, в некоторых городах есть билеты выходного дня (они немного дешевле).
Отредактировано gosha (2012-07-29 13:37:03)